Автотехническая экспертиза

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
1.           определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
2.           определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
3.           определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
4.           установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
5.           определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
6.           определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
7.           установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
8.           определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
9.           определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
10.         какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
11.         Определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
12.         установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
13.         установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
14.         определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
15.         установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
16.         определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
1.           определение механизма ДТП;
2.           установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
3.           установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
4.           установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
5.           установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
6.           установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
7.           установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
8.           установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
9.           определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
10.         установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
11.         установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
12.         установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;

13.         установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

1.           установление взаиморасположения человека и частей ТС;
2.           оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
3.           определение позы и двигательных реакций пострадавших;
4.           выявление признаков, характеризующих действия водителя;
5.           получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:

1.           установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
2.           установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
3.           определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
4.           установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
5.           определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
6.           установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
7.           определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.

Основными задачами, решаемыми в рамках судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя ТС, являются следующие:

1.           установление соответствия индивидуальных возможностей познавательной сферы водителя особенностям ДТС;
2.           определение особенностей эмоционально-волевой сферы водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций;